О реальности феномена инструментальной транскоммуникации Михеев А.В. 2020

 

О реальности феномена инструментальной транскоммуникации 

Автор: Артём Михеев, канд. физ.-мат. наук, руководитель сообщества РАИТ, 

Исходная статья была опубликована в «Журнале формирующихся направлений науки» ( выпуск № 27, 2020 г.) http://www.unconv-science.org/n27/

АннотацияВ данной статье рассматривается вопрос о реальности феномена электронного голоса (ФЭГ) и его расширенной версии – инструментальной транскоммуникации (ИТК). Показана несостоятельность упрощенческого, псевдорационалистского и «технарского» подхода к данному феномену, игнорирующего его явное метафизическое содержимое. Проанализированы основные особенности явлений ФЭГ и ИТК, недостатки существующих подходов и возможные перспективы исследований.

Ключевые слова: транскоммуникация, феномен электронного голоса, ФЭГ, ИТК

Введение

Феномен общения людей с представителями невидимого («духовного», «потустороннего») мира известен на протяжении тысячелетий. Ему придавалось немаловажное значение как в жизни сравнительно небольших первобытных племён, так и практически во всех основных крупных цивилизациях, существовавших в разные исторические эпохи. Нередко подобного рода общение считалось достоянием жрецов разного рода культов, игравших роль распорядителей церемонии и «проводников» ([1]).

Возникновение и развитие спиритического движения начиная со второй половины XIX века вывело данную область на совершенно новый уровень. Множество ведущих представителей академической науки того времени, проведя долговременные исследования физических и психофизических явлений, наблюдающихся на спиритических сеансах с лучшими медиумами, пришли к ясному выводу об их реальности и достоверности. Среди этих учёных – члены Лондонского королевского общества, физики Оливер Лодж ([2]) и Уильям Крукс ([3]), антрополог, соавтор Дарвина по теории эволюции Альфред Рассел Уоллес ([4]) и многие другие. Подробный и обстоятельный обзор классических исследований спиритуализма (более 1500 источников) приводится в монографии проф. В. М. Запорожца «Контуры мироздания» ([5]). Предпринимались и первые попытки систематизации информации, поступающей с «другой стороны» через разные источники. Одна из самых масштабных и плодотворных работ такого рода была выполнена французским педагогом и философом Ипполитом Ривайем, более известным под псевдонимом «Аллан Кардек» ([6]). На основе собранных данных им было опубликовано несколько фундаментальных трудов, в том числе «Книга духов» ([7]) и «Книга медиумов» ([8]).

Вполне логично и закономерно, что активное продвижение технического прогресса, начавшееся с приходом двадцатого столетия, принесло с собой новые способы общения между видимой и невидимой реальностями.

Основные определения и сокращения

Под «феноменом электронного голоса» (ФЭГ) понимается возникновение на различных регистрирующих устройствах (как бытовых, так и специально сконструированных) голосов неизвестного происхождения, нередко обращающихся к экспериментатору и отождествляющих себя с человеческими личностями, оставившими земной уровень бытия. Как мы увидим далее, такая интерпретация является вполне осмысленной, если в полной мере учитывать контекст феномена и его информационное наполнение. Первооткрывателями ФЭГ считаются трое людей, спонтанно обнаруживших данное явление в 50-х годах XX века: музыкант, кинорежиссёр и художник из Швеции Фридрих Юргенсон ([9]), а также два католических священнослужителя, имевших физическое образование – Агостино Джемелли ([10]) и Пелегрино Эрнетти ([11]). Однако первые попытки получения «голосов из иного мира» при помощи технических средств относятся к началу XX века. В основном они были направлены на создание дополнений к уже существующим спиритическим методам. Детальное изложение истории ФЭГ имеется, в частности, в моей монографии «За гранью видимого» ([12], гл. 5, 6).

Характерной отличительной чертой голосов ФЭГ является их выраженная фрагментарность и короткая продолжительность. Например, может прийти фраза вроде «Привет, мам» или «Здравствуй, я здесь», произнесённая на магнитофонной плёнке или диктофонной записи узнаваемым голосом ушедшего родственника. Иногда голос звучит как «синтетический» и в корне отличный от того набора базовых частот, которые продуцируются человеческими голосовыми связками.

В отличие от ФЭГ, инструментальная транскоммуникация (ИТК) подразумевает более длительное и ярко выраженное общение с невидимыми собеседниками, осуществляемое при поддержке той или иной аппаратуры. Такие контакты обычно развёртываются у отдельных экспериментаторов как результат эволюции ФЭГ от стадии низкой продолжительности и слышимости к полноценным диалогам в режиме «вопрос-ответ». В ходе подобных диалогов могут обсуждаться вопросы как личного, так и философского, эзотерического характера ([12], гл. 17).

Большинством учёных и экспериментаторов, изучающих и практикующих ФЭГ и ИТК, принимается как логичное допущение наличие транссущностей или трансиндивидуумов (ТИ) – разумных личностей, оперирующих в невидимом спектре бытия и способных войти в контакт с людьми на земной стороне. Однако существуют и сторонники т.н. «анимистической» точки зрения, целиком приписывающие возникновение такого рода голосов способностям человека, использующего устройство, т.е. его оператора ([5], [13]).

Реальность феномена ИТК

Некоторые исследователи, достаточно поверхностно знакомые с содержанием феномена ИТК и его многолетней историей, пытаются объяснить его за счёт иллюзии, создаваемой слуховым восприятием (парейдолии). Разумеется, как и во всякой другой отрасли естествознания, в области изучения ФЭГ и ИТК возможны отдельные заблуждения и ошибочные интерпретации экспериментальных данных. Однако фактический материал, накопленный за более чем 50 лет зарубежных и 20 лет отечественных исследований, полностью исключает подобное объяснение в качестве универсального опровержения феномена.

Уже начиная с первых лет возникновения ФЭГ к анализу явления были привлечены профессиональные эксперты в области радиосвязи, электроники и акустики. С результатами такого анализа можно ознакомиться, например, в приложении к книге «Прорыв» ([14]), написанной доктором Константином Раудивом, одним из основоположников науки о ФЭГ и ИТК.

Д-р Эрнст Зеньковский, профессор университета Майнца, бывший эксперт по связи при ЮНЕСКО, тесно сотрудничал со всеми основными исследователями ИТК в Европе, имеющими наиболее значимые результаты. Им были задокументированы и описаны сотни контактов такого рода, многие из которых носили вполне ясный, разборчивый характер, были наполнены содержательной и осмысленной информацией и сопоставимы по качеству и громкости с привычным радиовещанием. Итоги своих наблюдений он изложил в монографиях [13], [15], где, кроме прочего, приводится подробный анализ феномена с разных точек зрения и богатая библиография. В 90-х годах XX века в Майнце выходил «Журнал психобиофизики и интердименсиональных систем коммуникации» ([16]), издаваемый профессором Зеньковским и его коллегой, д-ром Владимиром Делавре, где представителями научного сообщества, изучавшими феномен ИТК, публиковались результаты профильных исследований по данной тематике.

Исследователь ИТК Герхард Кундлер, на протяжении многих лет наблюдавший за работой Адольфа Хомса (Ривених, Германия) – одного из наиболее успешных и результативных операторов ИТК на рубеже 90-х годов XX столетия, на основе собранных материалов написал книгу ([17]), снабжённую компакт-диском со звуковыми примерами, чтобы каждый читатель мог сравнить сообщения с текстами контактов, и убедиться в их идентичности.

В 2004 году международная группа исследователей под руководством профессора Неапольского университета Марио Сальваторе Феста на протяжении длительного времени изучавшая работу ещё одного плодотворного оператора ИТК – Марчелло Баччи, выпустила специальный отчёт ([18]). В отчёте и предшествовавших ему публикациях констатировалось, что:

– В помещении, где проходили эксперименты («психофоническом центре» Баччи в г. Гроссето, Италия) отсутствовали сигналы от любого скрытого передатчика, размещённого где-либо поблизости;

– К ламповому радио Nordmende, использовавшемуся сотрудничавшими с Баччи ТИ для передачи голосовых сообщений, не имелось посторонних подключений, которые могли бы помочь имитировать «голоса» мошенническим путём;

– При смещении настойки частоты, так же как и при удалении из радио ламп, необходимых для приёма радиотрансляций, голоса невидимых собеседников всё ещё продолжали звучать в течение некоторого времени.

Анализ всего комплекса наблюдаемых феноменов, имевших место в центре Баччи, позволил засвидетельствовать их подлинность, так же как и невозможность их имитации в ходе контролируемых условий эксперимента.

В 2018 году мной как руководителем Российской ассоциации инструментальной транскоммуникации (РАИТ) была выпущена подробная монография [12], обобщающая вековой исторический опыт исследователей ИТК, а также более чем пятнадцатилетний опыт моих собственных исследований в данной сфере, а также результаты, полученные десятками независимых исследователей из нашего интернет-сообщества. В частности, имеются специально подготовленные видеопрезентации, позволяющие сопоставить сообщения ИТК с их текстовым содержимым ([19]). Опытные наблюдения позволили установить следующие отличительные признаки голосов ИТК, с высокой достоверностью доказывающие их подлинность:

  1. При проведении сеансов ИТК со стороны ТИ приходят ответы на вопросы, заданные в «закрытом» режиме (т.е. в обстоятельствах, где перехват информации кем-либо посторонним на земной стороне практически исключён). Например, вопросы могут задаваться в обычный микрофон, подсоединённый к записывающему устройству, расположенному в изолированном помещении. В частности, при проведении тестов по просьбе земной стороны были повторены отдельные слова, либо двузначные числа.

2. ТИ нередко осведомлены о мотивациях, подробностях быта и намерениях земного оператора. Иногда на контактах упоминаются его имя и фамилия, а также имена его родственников или знакомых в том или ином контексте.

3. Сообщения от ТИ иногда несут с собой проверяемые факты, касающиеся жизни посторонних людей ([20]).

4. Отдельные послания ИТК содержат предсказания будущих событий, которые впоследствии подтверждаются. Несколько особо ярких примеров такого рода, подтверждённых датами, фотографиями и соответствующими ссылками, приводятся в [12], глава 17.

5. Сообщения от ТИ, принятые в разных уголках нашей планеты, несут сходную информацию, выраженную в разной форме и терминологии. Эта согласованность особенно ярко проявилась при сравнении моих собственных контактов с контактами моих коллег и участников нашего интернет - сообщества, а также с содержанием классических посланий, переданных первопроходцам ИТК и спиритуализма. Данная информация имеет много общего с тем, что содержится в других источниках, принадлежащих как к древней, так и к современной духовной культуре. (см. [12], главы 17, 20, 21).

6. Сообщения ИТК, полученные в разное время разными исследователями в разных точках земного шара, часто имеют сходную морфологию, лексику, синтаксис. Некоторые голоса, принятые на сеансах ИТК, обладают рядом лексических и грамматических характеристик, не присущих обычной разговорной речи (идёт сжатие информации, употребляются нестандартные метафоры, слова могут быть переставлены местами).

7. Утверждения, полученные от ТИ, далеко не всегда совпадают с ожиданиями и убеждениями земного оператора, а порой и противоположны им. Это ярко свидетельствует о том, что ТИ являются автономными личностями, независимыми от личности оператора. Один из ярких примеров такого рода – контакт с «Герценом» ([12], гл. 17).

8. В мировой практике существуют примеры контактов, в которых практически идентичные послания передаются синхронно, либо с некоторой задержкой, разным операторам, практикующим ИТК ([15]).

9. Имеют место случаи, когда голоса ИТК приходят в «обратном режиме», то есть становятся слышимыми только при реверсе записи в звуковом редакторе. Данное обстоятельство существенно затрудняет формирование подобных посланий каким - либо ординарным способом ([21]).

10. Эксперименты автора с использованием ультразвукового микрофона и программного обеспечения, обеспечивающего транспонирование сигнала из ультразвуковой области (выше 22 КГц) в слышимый диапазон при полном сохранении его структуры показало наличие в этой области распознаваемых речевых сигналов с явными признаками формант (рис. 1, 2). Данный факт позволяет исключить возможность помех со стороны любых голосов бытового происхождения, проникающих в экспериментальное помещение из-за нарушения звуковой изоляции, поскольку спектральные составляющие, несущие в себе обычную человеческую речь, лежат на частотах до 10 КГц, а де-факто ещё ниже, т.к., например, полоса частот звукового сигнала при передачи речи по телефонному каналу составляет всего лишь от 0.3 до 3.5 КГц, что не мешает её полноценному распознаванию ([22]).

Рис. 1. Перенос (транспонирование) звука с сохранением спектральной структуры сигнала.

Рис. 1. Перенос (транспонирование) звука с сохранением спектральной структуры сигнала.

Рис. 2. Следы речевых формант в ультразвуковом ИТК-сигнале,оцифрованном и транспонированном программным способом в слышимую область.

Рис. 2. Следы речевых формант в ультразвуковом ИТК-сигнале,оцифрованном и транспонированном программным способом в слышимую область.

Мировоззренческие и философские аспекты

Говоря о мировоззренческих аспектах ИТК - связи, я хотел бы уделить некоторое время развенчанию представлений о ней как о «недоказанной» или «не признанной наукой». На мой взгляд, основные причины возникновения мифа о «недостоверности» ФЭГ и ИТК с научной точки зрения заключаются в следующем:

  1. ФЭГ и ИТК, как и любая область изучения, требует грамотного подхода, владения результатами и методами, годными для такого рода исследований, а также наличия достаточно большого времени и настойчивости. Люди, не имеющие опыта и профессиональной компетенции в данной сфере, де-юре не могут «признавать» или «не признавать» в ней что-либо. Это было бы настолько же абсурдным, как если бы хирург оценивал значимость открытий в истории музыки, а психотерапевт рассуждал о ядерном синтезе. Только специалист, целенаправленно занимающийся этой областью, может выносить в ней какие-либо адекватные суждения. Как было показано выше, такие профессиональные учёные были и есть, и их выводы, какими бы сдержанными они ни были, весьма далеки от отрицательстваПризнание же состоит вовсе не в издании «благоволящих» административных указов, а в получении конкретных результатов, а также изучении и подтверждении этих же результатов коллегами, относящимися по роду своей компетенции к той же или смежной отрасли знаний, что как раз и имеет место быть в ИТК ([12-18]).

2. В представлениях многих людей нередко происходит путаница между материалистической идеологией и самой наукой как таковой, в то время как эти понятия вовсе не тождественны друг другу. Можно выделить три ключевые черты, свойственные научному подходу: наблюдение, проведение эксперимента (в случае, если явление можно воспроизвести в лабораторных условиях) и создание работоспособных моделей, позволяющих с наибольшей эффективностью дать объяснение собранным данным. Однако ни один из регламентов, определяющих научную деятельность, не говорит о том, что она должна сопровождаться нигилистическим, предвзятым или пренебрежительным отношением к каким-либо явлениям, а также принятием личного невежества за универсальный критерий истины (в случаях, когда автор голословно утверждает о чём-то, что якобы «не доказано», «неизвестно науке» или лежит за пределами её рассмотрения). Точно так же нет никаких причин отождествлять науку с материалистической философией, которая является лишь одним из направлений мысли, применяемым его последователями для интерпретации наблюдений, но вовсе не мерилом правильности или истинности чего-либо. Существуют и идеалистические системы мировоззрения, в которые с не меньшим успехом вписывается большинство существующих знаний о мире ([23], [24]).

Учёные, относящиеся к материалистической школе, в своих рассуждениях пытаются исходить из т.н. «каузальной замкнутости» вселенной, согласно которым физические события обязательно должны вызываться физическими же причинами. Но такое допущение вовсе не обязательно является корректным. У всех на виду есть по крайней мере один феномен, который не вписывается в подобную картину мира, а именно – человеческое сознаниеНаличие нашего внутреннего (субъективного) опыта, воли и целеполагания не выводится из известных нам законов квантовой механики, теории относительности, теории информации и т.д. (подробный разбор этой проблемы приводится в [12], глава 22, а также в монографиях [25-27]). Максимум, что может сделать наука, руководствуясь материалистическими предпосылками – это соотнести сознание с некоторыми мозговыми функциями. Но сама первооснова нашей сознательной составляющей всегда остаётся «за кадром», ускользая от явного понимания.

3. Одной из помех, препятствующих полноценному изучению ИТК и смежных феноменов, является грубый «физикалистский» подход и нежелание учитывать существующую специфику, сопровождающееся требованием воспроизводимости явления именно в тех условиях, которые навязываются т.н. «скептиками». Но претензии такого рода ничем не оправданы: именно исследователь должен адаптировать свои методы под изучаемое явление, но никак не наоборот.

Ровно так и происходит в научной практике: мы не можем воспроизвести в лабораторных условиях исторические события, астрономические явления вроде взрыва сверхновой, метеоритные дожди и солнечные бури и т.д. А для того, чтобы продемонстрировать коммуникацию даже по обычному телефону, нам потребуется два собеседника, оба из которых обладают свободной волей, в то время как в ИТК сторонние наблюдатели подчас относятся к ТИ как к неживым объектам, либо подчинённым лицам, которые во что бы то ни стало должны исполнить любое их желание по первому требованию. Как сказал один из ТИ по имени ABX Juno, «без нашей дружеской поддержки все ваши наиболее интенсивные попытки окажутся напрасными» ([21]). Об этом следует помнить всем, кто начинает свои собственные эксперименты в этой важной и увлекательной, но между тем весьма деликатной области.

4. При изучении феноменов ФЭГ и ИТК их следует рассматривать исключительно с учётом присущего им внутреннего содержания, информационного и исторического контекста. Некоторые из исследователей в угоду существующей псевдоскептической и материалистической идеологии пытаются делать вид, что просто изучают «аномальные голоса», полностью игнорируя их содержимое и всё то, что за ними стоит. Вместе с тем элементарный сравнительный анализ показывает, что феномены ФЭГ и ИТК эволюционно проистекают из явлений спиритуализма, в области изучения которых начиная со второй половины XIX века накоплен огромный пласт фактических данных. Перечислю лишь некоторые отличительные признаки, роднящие ИТК со спиритическими феноменами ( [12], гл. 19):

– Ряд спиритических сообщений, переданных через различных медиумов, содержит в себе предсказания развития инструментальных способов контакта между мирами ([12], глава 4);

– Послания, полученные при ИТК - контактах, содержат ссылки на сообщения, полученные медиумическим путём, и наоборот. Примеры такого рода можно найти, например, в книгах [21], [28];

– Содержание информации, передаваемой ТИ как по медиумическим каналам, так и по каналам ИТК, является весьма сходным, вплоть до полного тождества;

– Как сессии ИТК, так и спиритические сеансы, иногда сопровождаются различными физическими проявлениями (материализацией мелких предметов, появлением надписей, передвижениями объектов и т.д.). Особенно ярко это было продемонстрировано в ходе т.н. «Скоулзского эксперимента» ([29]);

– Предшественником ИТК можно заслуженно назвать явление «прямого голоса», неоднократно наблюдавшееся на сеансах с проверенными медиумами начиная с XIX столетия ([30], [31]).

5. И напоследок я хотел бы отметить такое явление, как «квазирелигиозный фанатизм». Я называю его именно так, поскольку по сути он не имеет отношения к подлинному религиозному опыту – чувству сопричастности к Богу или Высшему Разуму как таковому, но скорее зиждется на первобытных страхах и суевериях, всплывающих из подсознания человека. Мне всегда казалось удивительным, насколько внезапно рациональный во всех отношениях человек, принадлежащий к той или иной отрасли научного знания, может сменить свою отточенную логику на тотальный иррационализм, а своё поведение – на страх или отрицание без всяких объективных на то причин. Это напоминает своеобразный «переключатель», внезапно срабатывающий при определённых обстоятельствах.

Однако такой человек забывает об одной очевидной вещи: если бы другие учёные руководствовались теми же самыми соображениями, а именно – параноидальными страхами, суевериями и псевдорелигиозными «табу», то вряд ли в любой научной области была бы получена даже сотая доля тех знаний, которые у нас есть сейчас.

Что касается ФЭГ, ИТК и спиритуализма, можно сказать, что они как раз подтверждают те истины, которые издревле присутствовали во многих религиях, вступая в противоречие лишь с буквалистской и догматической их интерпретацией (см. [12], глава 20).

Перспективы развития ИТК

Поскольку в данной статье немало места было уделено истории ФЭГ и ИТК, т.е. уже свершившимся фактам, стоит также немного поговорить о будущем этих исследований, т.е. их перспективах.

На момент выхода данной статьи (2020 год), насколько мне известно, всё ещё не была создана исчерпывающая модель ИТК-контактов. Справедливости ради стоит отметить, что это касается и многих других областей естествознания, которыми, тем не менее, мы успешно пользуемся. Множество наблюдений заставляет полагать, что функционирование каналов ИТК так или иначе соотносится с психической структурой и личными способностями оператора ([12], глава 8). С другой стороны, в работе [32], увидевшей свет в 2019 году, профессор Гэри Шварц (университет Аризоны) описывает тестирование автоматического устройства для ИТК, в ходе которого происходит осмысленное распознавание изображений по принципу, аналогичному т.н. «капче» в интернете. Однако в любом случае для установления такого рода контактов всегда требуется помощь и сотрудничество ТИ.

Другим весьма интересным направлением является создание нейросетей, специально адаптированных под цели распознавания ИТК-сигнала ([33]). Успешная апробация программы ITC Scope, разработанной программистом Сергеем Хоро с целью получения ИТК-изображений (см. [12], стр. 136) также говорит о перспективности использования нейросетей в приложении к такого рода задачам.

Поиски возможностей для усиления и выделения сообщений ИТК за счёт задействования способностей множества ИТК-операторов могут, в частности, привести к созданию сети корреляционных датчиков, размещённых на персональных компьютерах в разных частях земного шара, по принципу, аналогичному принстонскому проекту «Глобальное сознание» ([34]).

Исторически сложилось так, что ИТК-связь возникла именно как голосовой способ общения. Являясь достаточно комфортным с точки зрения привычности использования, во многих случаях этот способ не застрахован от ошибок и искажений. Потому одной из наиболее актуальных проблем является разработка доступных способов ИТК, отличных от голосового. В этом смысле изобретение объективно тестируемого «датчика срабатывания» (Soul Switch), дающего ответы в двоичной форме «1/0» или «да/нет» является многообещающим началом ([32], [35]). Преимущество использования двоичного кода при общении состоит в том, что такая информация не допускает неоднозначности в её интерпретации, она совместима с нашими цифровыми технологиями, позволяя закодировать послания в текстовой, графической и иных формах. Поскольку в основе одной из составляющих для явления ИТК лежит принцип преобразования сигнала, предоставляемого земной стороной ([12], глава 8), теоретически можно договориться с ТИ о наложении двоичной информации на сигнал, специально сгенерированный и пропущенный через защищённый канал связи, например, путём короткого выборочного подавления заранее оговорённых его гармоник. При этом возможно рассмотреть картину, в которой произойдёт лишь перераспределение энергии между гармониками, а общая энергия сигнала сохранится.

Заключение

Десятилетия исследований, выполнявшихся учёными и инженерами из разных стран мира, не только подтвердили наличие ИТК как объективно существующего феномена, но и позволили накопить беспрецедентный объём сообщений, непосредственно касающихся духовной природы человека и его существования за пределами земного бытия. Эти сообщения дают нам уверенность в осмысленности нашей жизни, в воссоединении после перехода с многими из тех, кто вместе с нами проходил этот путь, в наличии целенаправленной личной эволюции, имеющей место на протяжении огромных периодов времени, а также в реальности Высшего Разума, Абсолюта или Глобального сознания, к которому сопричастен каждый из нас, живущих на этой планете.

Библиографический список

  1. Фрезер, Джеймс. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1984. – 703 с.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лодж,_Оливер_Джозеф

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крукс,_Уильям

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Уоллес,_Альфред_Рассел

5. Профессор ВЕМЗ (В. М. Запорожец). Контуры мироздания. – М.: Скорина, 1994. – 622 с. Онлайн-версия: http://itc.org.ru/books/Vemz.pdf

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аллан_Кардек

7. Кардек, Аллан. Книга духов, 1856. http://www.theosophy.ru/lib/spir-ogl.htm

8. Кардек, Аллан. Книга медиумов, 1861. http://rassvet2000.narod.ru/knmed/index.htm

9. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1171812

10. https://en.wikipedia.org/wiki/Agostino_Gemelli

11. http://www.dizionariobiograficodeifriulani.it/ernetti-pellegrino-alfredo-maria/

12. Михеев А.В. За гранью видимого. Техническая связь с иной реальностью: история, проекты, методы и результаты. – б.м.: Издательские решения, 2018. – 484 с. https://ridero.ru/books/za_granyu_vidimogo/

13. Senkowski, Ernst. Instrumental transcommunication: results and problems of the mediumistic-technical realization of audio-visual contacts with autonomus appearing intelligent structures of unknown levels of consciousness. http://www.worlditc.org/c_07_senki_00_content.htm

| |



Просмотров: 126 | Дата: Суббота, 02 Декабря 2023 |

Banner Banner Banner